Наблюдая за людьми, которые рисуют Эбру!

***10/08/2016

Эбру, как всем известно, это древнее декоративное искусство. Мы рисуем на воде и потом переносим картинку на твердую поверхность. И все? Мне этого с самого начала было мало. Я исследовала, наблюдала.... мне было очень интересно почему тот или иной человек выбирает именно этот, а не другой цвет. Почему у одних людей краски тонут, а у других легко раскрываются, парят. Как влияет настроение человека на рисунок? Или головная боль? Почему Эбру считается приносит очень хороший терапевтический эффект.

 

Конечно, в одной статье очень сложно ответить на все эти вопросы, мне кажется, что у меня материала на «докторскую диссертацию» набралось.

 

Хотя я занимаюсь эбру совсем недавно, всего то 6 лет, мне очень повезло на людей, с которыми мы рисовали на воде. На каждом занятии я соприкасалась не только с красотой эбру, но и с его магическим действием на людей. В эбру нельзя скрыть своего настроения. Краски на воде очень реагируют на все наши проявления. Я заметила, что если у нас что-то болит, вода начинает показывать это. Мы выбираем краски, которые тяжелы, не устойчивы на воде, они начинают падать на дно, не дают нам светлой четкой картинки. Каждый зажим, каждая тяжелая мысль отражаются на воде. Очень тяжело критичным к себе людям. Они зажимают, останавливают своим настроением пластичность красок или в какой-то момент они начинают хаотично двигать руками и «смешивают».... «смешивают», «смешивают».... и у них получается серо-буро-малиновая картинка.... но все это поправимо..... ведь в серой реальности всегда появляется лучик света, который озаряет наши серые будни, так и с эбру, раз... новая краска и мы уже можем нарисовать бабочку или цветочек.

Интересно наблюдать за детьми. Сейчас очень много гиперактивных детей. Эбру очень подходит для их. Быстро наполняя поддон красками, они почти сразу видят результат. Для них это цветовая игра, фейерверк чувств, знакомая быстрая смена картинок, как в современных мультиках. Но вместе с тем специалисты говорят, что круг самая гармоничная фигура, а основа эбру состоит из кругов, только потом растягивая его, мы делам какие-то картинки, трансформируя в форму. И дети, которые не могут усидеть на месте, как загипнотизированные наблюдают, за каждой каплей краски, которая попадает на воду, за красочными кругами на воде. Многие из них становятся спокойнее, им в эти моменты не надо бегать, динамика изменения картинки на воде их поглощает полностью. Они отдают энергию беспокойства и безудержности, вода «заставляет» их остановиться, вдохнуть красоту и стать творцом, что очень важно в нашем мире, у нас так мало таких возможностей.

 

Конечно и многие взрослые как дети, постоянно находятся в движении мыслей и дел. Как же без этого. Мы люди 21 века, те, кто постоянно куда-то спешит, то на работу, то к сериалу, то к фейсбуку. Мы прорываемся через толпу, или через поток машин, нас нервируют пробки и задержки в нашем бешеном жизненном ритме. Но стоит нам подойти к лотку с водой, взять краски в руки и..... На своих занятиях в самом начале, я делаю очень простое упражнение. Мы работаем только шилом, ставим разные кружочки на поверхность воды. Так мы тестируем наши краски и.... начинаем отпускать, оставлять за рамками нашей реальности сумасшедший темп нашего города, забываем про людей, которые «наступали» на наши любимые мозоли, мы начинаем слышать стук своего сердца и дыхание. И, как маленькие дети, не отпуская взгляда от фантастической картинки растекания красок по поверхности воды, мы становимся собой и …. начинаем рисовать... эбру....


 

Один раз я предложила своей дочери нарисовать в эбру свою болезнь. Аллергический приступ. Ей было очень плохо, она не могла дышать, ее глаза чесались и даже поднялась температура. Ей было плохо. А я готовилась к очередному занятию, у меня на столе было все «приготовлено» для эбру. Она согласилась. Надо сказать, что моя дочь очень чувствительный человек,  с детва знакома как со спонтанным рисованием, так и с эбру. Мне не пришлось ее убеждать, что можно нарисовать свою болезнь..... После «действа» мы получили интересную картинку. Она не была явно видна на поверхности, потому что к тому времени вода уже поработала не один час и была не совсем прозрачная. Как же мы удивились, когда увидели результат на бумаге. Там не было ни одной темной краски, как я предполагала ранее. А был замечательный цветок, который явно собирался дальше расти и распускаться..... Этому цветку- аллергии, было очень хорошо внутри моей дочери, комфортно и радостно. Моя дочь принципиально рисует на воде только абстрактные картинки. Почему? Про это я расскажу как-нибудь в другой раз. Поэтому цветок-аллергия эта была для нас загадка на воде. Потом она нарисовала несколько работ, стараясь отдать всю боль, краски не слушались, краски бунтовали, краски падали на дно.... через 30 минут, нос задышал.... а температура стала нормальной.... кризис прошел... нет не так.... она отдала всю боль воде и краскам... мы поменяли воду и дочь нарисовала свою очередную мистически- красивую картинку своего Здоровья... Вода и эбру, если знать как, всегда помогают!

Поэтому когда я приехала в первый раз в детский дом к детям с ограниченными возможностями, я была полностью уверена, что эбру поможет мне, хотя я никогда до этого не занималась с такими ребятишками. Мой небольшой опыт показал, что эбру снимает многие блоки, как физические так и эмоциональные. Эбру помогает диагностировать сегодняшнее настроение детей, а иногда и снять может и на время, комплекс неуверенности, что они не могут или у них не получится. У нас у всех получается! Эбру богато на похвалу. Мы всегда имеем красочный результат, яркий, необычный, самобытный. Дети, у которых есть физические отклонения, у которых зажаты руки или которым тяжело стоять, в процессе рисования забывают про все это. Они обычно отдаются процессу целиком и не замечают, как в время рисования мы тренируем их координацию, укрепляем мышцы. Они даже не играют, они чувствуют себя художниками, которые могут! Сказочность процесса рисования на воде снимает зажимы и дает им радость! Конечно, мы начинаем с простых вещей, постепенно увеличивая умения, конечно мне приходится миллионы раз повторять, что и как мы будем делать, напоминать им про то, что надо протирать шила и ставить капельку краски на поверхность, а не топить. Знаете как им сложно это выполнять? Но они не замечают этого, они каждый раз самозабвенно трудятся, даже иногда не понимая всего происходящего. С такими детьми не бывает быстрых результатов. Но наши занятия, как и эбру, наполняют нас, капля за каплей, капля за каплей, дают им шанс развиваться, учится и расти, становиться гармоничными, на сколько это возможно. Процесс рисования эбру для них необходим, как медитация для йога. Самый большой подарок от эбру для меня, это всегда счастливые радостные лица этих детей... Наши занятия это терапия их и моей души, раскрытие нашего потенциала, очень красочный и наглядный итог, который овеществлен в работах и ткани. Иногда мы работаем как команда, на большом поддоне каждый делает свою часть, рисует отдельный элемент, который в конечном итоге, вплетается в общее. Такие работы запоминаются, дети всегда с гордостью говорят: «А эта бабочка моя», «Это дерево дел я!» И они помнят как было интересно делать эту работу вместе!

продолжение следует.... 

Ваша, АннА Иванова.